Бороться, чтобы видеть в зеркале человека

В Москве состоялся круглый стол "Проблемы высшей школы в России и за рубежом", организованный независимым профсоюзом "Университетская солидарность".
В нем принимали участие преподаватели из России, США, Канады, Испании, Греции. Обсуждались насущные проблемы высшего образования: условия труда, социальная защищённость преподавателей, взаимодействие с государственными органами, администрациями университетов и студенчеством, самоуправление университетов, защита прав преподавателей.

Я смотрела прямую трансляцию, и вот взгляд со стороны.

Сначала об условиях труда. Во многом они определяются соотношением преподавателей и студентов, которое задаёт преподавательскую нагрузку. В России и за рубежом оно примерно одинаковое - 1:12, хотя в России планируется повысить его до 1:14.

Удивительно, что при таком равенстве нагрузка российских преподавателей существенно превышает нагрузку зарубежных коллег. Наша - не менее 900 часов, за рубежом обычно - 3 пары в неделю, не более 180 аудиторных часов в год. Руководство защищённой диссертацией уменьшает нагрузку преподавателя на 1 курс, примерно на треть. В России такая практика отсутствует. Научная работа в большинстве российских вузов вообще не входит в нагрузку; за рубежом на научную деятельность отводится немалое время.

Достойные условия труда связаны и с уверенностью в будущем, с наличием постоянной работы. За рубежом конкурсы на преподавательские должности проводятся раз в 5-7 лет, но существует и практика заключения после 5-6 лет успешной работы бессрочных контрактов с преподавателями - чтобы люди чувствовали себя защищёнными. В российских же вузах в последние годы участилась практика ежегодных конкурсов, и это становится способом давления на преподавателей, сведения счётов с неугодными, средством манипуляции при сокращениях, механизмом недоплат.

Говорили и о сокращениях в образовании, подробно и много - в России они грядут и серьёзные, в период с 2012 г. по 2018 г. они должны составить по стране около 140 тыс. человек. Сопредседатель "Университетской солидарности" Павел Михайлович Кудюкин рассказал о том, что в России сокращения преподавателей часто принимают неявные формы - сокращения доли ставки и непродления контрактов, поэтому им трудно противостоять юридически. А вот за рубежом сокращения всегда явные, и с ними активно борются профсоюзы.

Проблемы зарплат практически не обсуждалась, но из выступлений и дискуссии ясно, что в России они много ниже.

Важнейшим отличием российского и зарубежного образовательного сообщества является то, что за рубежом существуют мощные профсоюзы и практика протестных действий. Любое ухудшение условий труда преподавателей, увеличение нагрузки, сокращение финансирования вызывают организованный протест - так происходит во всех странах и, как правило, приносит положительные результаты. Наиболее сильным протестное движение в Европе было в 70-80 годы, тогда и были достигнуты приличные условия преподавательского труда. Но и сегодня профсоюзы своей деятельностью постоянно поддерживают достигнутый уровень, а протесты возникают по мере необходимости. Часты и студенческие протесты, как правило, радикальные и политически окрашенные.

Когда речь зашла о качестве образования, меня поразило, что зарубежные коллеги важнейшим его условием, его залогом назвали не финансирование, не материальную базу университетов, не успехи науки, а достоинство преподавателя. Именно достоинство позволяет не мириться с неуважением администрации, с неудовлетворительными условиями труда, с низкой зарплатой, с несвободой преподавания - и в итоге делает преподавательский труд качественным и эффективным. А мы забыли про своё право жить достойно, оно погребено страхом, конформизмом, привычкой к плохой жизни, ленью.

Другим важнейшим основанием качества образования является университетское самоуправление, дающее свободы; препятствующее превращению образования в бизнес; позволяющее образованию выполнять основные свои функции. Именно самоуправление университетов позволяет им во всем мире оставаться очагами просвещения и свободомыслия.

Важнейшими общими проблемами российской и зарубежной высшей школы были названы бюрократизация и коммерциализация образования. Сошлись и в том, что в России они принимают особенно уродливые формы - такими их делают жёсткий государственный контроль и постоянная погоня за сиюминутной прибылью.

Коммерциализация образования напрямую связана с неолиберальными тенденциями, сильными во всем мире, с общественным расслоением, превращающим преподавателей в пролетариев умственного труда. Своими следствиями коммерциализация имеет ухудшение качества образования; уменьшение числа образованных людей; падение престижа образования.

Важной общей проблемой оказалась и невостребованность гуманитарного знания, понижение его статуса, сокращение финансирования философских, исторических, социологических программ - здесь важны и идеологические мотивы.

В дискуссии были названы и особые проблемы российского образования: его разрушение в 90-е годы; старение преподавательского состава (по независимым социологическим исследованиям средний возраст преподавателя вузов уже превышает 55 лет!); нежелание молодежи становиться преподавателями; формальная и насильственная ориентация на запад.

Мне очень по душе пришлась идея одного из выступающих - обратить внимание не на Запад, а на Восток, где в ряде государств (на Тайване, в Корее) образование было объявлено приоритетом государственного развития, за чем быстро последовал невероятный экономический и социальный рост. Эти бы слова да богу в уши!

Особую признательность мне хотелось бы выразить Любови Сергеевне Черняго, сформулировавшей главную, на мой взгляд, причину всех проблем современного российского образования - сегодняшней России не нужны образованные люди!

Решая, что следует делать, все выступающие сошлись в одном - только протестное движение способно изменить ситуацию с российским образованием. Коллеги из московских вузов поделились опытом, рассказали об успехах в борьбе за свои права.

Такие успехи достигнуты в МФТИ, МГУ, МПГУ, МГОУ, в которых не были допущены массовые сокращения, отменны эффективные контракты, не проведены несправедливые назначения, значительно повысилась зарплата. Выступающие отдельно остановились на необходимости создания в российском образовании независимых и сильных профсоюзов.

Андроник Арутюнов, один из сопредседателей "Университетской солидарности", рассказал о том, что нет готовых рецептов борьбы и стандартных форм протестов - это могут быть петиции, листовки, собрания коллективов, митинги, пикетирования. Но главное единение: всегда должен создаваться коллектив единомышленников, необходима солидарность коллег, обязательной должна быть работа с людьми - то, что в большинстве наших вузов сегодня отсутствует.

А начинаться борьба должна с осознания проблем, с понимания того, что все можно изменить, если действовать, а не терпеть. Ну, и права свои следует знать: преподавателей слишком часто водит за нос администрация, заставляя добровольно уйти, отдать часть ставки или согласиться на худшие условия труда - а это противозаконно!

Были даны и совсем простые, но очень верные советы - не бояться, не идти на поводу администраций, не давать себя запугать или обмануть, требовать прозрачности всей вузовской документации, стремиться к гласности и к поддержке прессы. Но главное - сохранять человеческое достоинство. Чтобы можно было по утрам видеть в зеркале человека и спокойно смотреть в глаза детям и внукам.

Профсоюз "Университетская солидарность" планирует в сентябре провести круглый стол по проблема образования и в Саратове. Надеюсь, это станет началом самоорганизации саратовских преподавателей в важнейшем деле зашиты своего человеческого достоинства.

20 июня 2017

comments powered by HyperComments