Трудно найти хоть сколько-нибудь значимое произведение человеческой мысли, в котором так или иначе ни осмыслялись бы проблемы здоровья. Великие религиозные книги, теологические трактаты, философские труды содержат широкий спектр представлений о здоровье, общих или частных, кажущихся истинными и современными или уже давно опровергнутых. И это неслучайно: здоровье является жизненным основанием и волнует каждого человека, любого творца. Разные смыслы здоровья постигались интуитивно или рационально, во все времена и у всех народов, и выражались в виде мифических представлений, религиозных доктрин, философских концепций, мировоззренческих парадигм.
Самые универсальные, самые глубокие, фундаментальные представления о здоровье содержатся в религиозных системах. По сути, любая мировая религия есть энциклопедия здоровья и болезней, есть стратегия достижения здоровья человеком и обществом, и неслучайно пророки и основоположники религий всегда объявлялись целителями, врачевателями, способными справиться с любым недугом [1] .
Одним из первых письменных источников, содержащих размышления о здоровье, являются египетские папирусы XV в. до н.э., в которых описаны некоторые заболевания и способы их преодоления [2] . В Египте же появились и первые представления о двойственности здоровья, его глубинной связи как с жизнью, так и со смертью, выражаемые традиционным символом медицины — змеей, способной превращать яд в лекарство. Уже тогда здоровье противопоставлялось болезни, и подобное противоположение обозначает старейшую смысловую традицию рассматривать здоровье как отсутствие болезни, определяет первый, самый древний смысл здоровья. Забегая вперед, скажем, что этот смысл прослеживается на протяжении всей истории изучения здоровья, укоренен в медицинских и философских концепциях и в профаном сознании.
В Древней Индии здоровье осмысляли представители школы веданты (конец II - начало I тысячелетия до н.э.). Основатель школы веданты, Бадараяна, считал, что здоровье зависит от образа жизни, поведения. Так, в «Законах Ману», сборнике предписаний для частной и общественной жизни, непосредственно обсуждается связи здоровья и добродетели: «Благодаря добродетельному поведению он (брахмин) приобретает долголетие...» [3] . Связь здоровья и человеческих добродетелей определяет понимание здоровья как мудрости, как постижение того, что для него есть хорошо, и что плохо. Этот смысл составляет еще один значительный горизонт постижения здоровья.
Фундаментальные представления о человеческом здоровье в восточных религиях были связаны и с осмыслением гармонии человеческого существования и существования мира, единства микрокосма и макроскосма. Так, в буддизме [4] здоровье понималось как согласие человека с миром и с собой, непричинение зла другим, как единство духовного и телесного. Буддисты практиковали то, что в последствие было обозначено как «здоровый образ жизни»: содержали в чистоте свою психофизическую энергию «ци», старались не допускать недобрых побуждений и излишеств. Тексты китайских философов включают нравственные нормы, позволяющие сохранять не только физическое, но и психологическое, а также социальное здоровье человека; способы совершенствования тела и духа; представления о том, что фундаментом человеческого здоровья являются благие мысли и поступки [5] .
По представлениям конфуцианства [6] , каждый человек и любые социальные структуры разрушают первоначальный порядок Космоса уже одним своим существованием, влекут за собой хаос, зло, болезнь. Возвращение к мировому порядку предполагает принятие предопределенности судьбы и личное совершенствование. Чтобы жизнь человека стала счастливой, а общество - процветающим, необходимо вернуться к первичному порядку бытия, идя по пути великодушия, уважения к старшим, верности долгу, преданности правителю. Болезнь при этом осмысляется как дисгармония, дисбаланс важнейших элементов мира [7] .
Идея единства микро- и макрокосма, человека и Мира означает, что здоровое человеческое существование достижимо исключительно в здоровом социуме и только в здоровой природе. Подобное мировоззрение активно подкреплялось духовными и телесными практиками, созданием методов достижения положительных, здоровых качеств на основе следования законам мироздания («цзы-жань» и «у-вэй»). По сути, при этом разрабатывались личные и социальные технологии здоровья.
Большое значение в буддизме уделяется болезням. Согласно буддизму, все живое, так или иначе, страдает; больны все, в независимости от физического самочувствия: восемьдесят четыре тысячи помрачений сознания, к которым относятся страсти и неведение, вызывают восемьдесят четыре тысячи разных болезней. Учение Будды помогает избавиться от страданий и болезней, а сам Будда, согласно преданию, сообщил своим ученикам универсальные способы такого избавления. Известная во всем мире тибетская медицина и основывается на канонических буддистских текстах, медицинских тантрах. В буддизме существуют разные классификации болезней: по расположению в теле больного, по характеру болезни, по влиянию природной среды. С другой стороны, в буддизме считается, что болезнь — это «метла, сметающая дурные деяния», «знаки, что дурная карма исчерпывается», «достоинства» [8] .
В восточных религиозных системах здоровье обозначено и как необходимое условие полноты жизни, полноты бытия. Например, в даосизме, тот, кто следует Дао, вечен [9] , а значит, и здоров. Дао абсолютно, ему подчиняется все [10] , а значит — здоровым либо больным может быть все, и можно говорить о здоровье любой части мира, всякого феномена, каждой вещи. Так формируется универсальный, предельно общий, взгляд на здоровье, от которого в последствии уходят европейское сознание, европейская медицина, рассматривающие только здоровье человека и, как правило, обособленно.
Но если здоровье — универсальное положительное свойство всего существующего, то можно осознать и обозначить чрезвычайную важность этого явления для мира в целом, обратиться к поиску его предельных, метафизических оснований. Именно так, как фундаментальное свойства всего мира, осмысляется здоровье в монотеистических религиях: иудаизме, христианстве, исламе. За три с лишним тысячелетия существования Ветхого Завета накоплен значительный арсенал представлений о здоровье, содержащийся не только в самой Книге, но и в многочисленных комментариях к ней. Заметим сразу, что Ветхий Завет, содержит не только основополагающие принципы поддержания здоровья, но и многочисленные практические рекомендации. Эти запреты и предписания учитывают практически все возможные бытовые, социальные и культурные ситуации, так что в тексте Ветхого Завета нельзя не найти ответов на любые, связанные со здоровьем, вопросы [11] .
В Ветхом Завете здоровье обозначено как важнейшее свойство Мира, как атрибут Творения. Уже в первых строках Ветхого Завета на языке оригинала, иврите, содержится указание на то, что здоровье возникает одновременно с миром по замыслу Творца: «Берейшит бара Элоким…» («Вначале сотворил Господь…») [12] . Основное слово здесь «сотворил», «бара». Несмотря на то, что в иврите есть несколько слов, соответствующих глаголу «творить», употреблен именно глагол «бара», что соответствует творению «ex nihilo» (из ничего), и это значение предельно точное. Слова «здоровье», «бриют», и «творение», «брия», являются однокоренными - здоровье изначально сопутствовало миру, мироздание было сотворено здоровым; благое существование, правильное развитие Творения есть его атрибут.
Этот тезис монотеизма является фундаментом и принципов существования любого здорового организма, и способов сохранения здоровья [13] . И это касается не только здоровья человека, но и здоровья любого человеческого сообщества, всякого феномена, каждого процесса, природы в целом, поскольку все они есть неотъемлемые части Творения.
И тогда снова обозначается смысл «здоровье есть гармония», поддерживаемый уверенностью в том, что мир и человек изначально гармоничны. А человек гармоничен потому, что создан «по образу и подобию» Творца. В Талмуде даже написано: «Адам — олам катан», т.е. «Человек — это мир в миниатюре» [14] . И смысл этого не только в утверждении, позже обозначенном в философии Сократом: мир человека так же сложен и многообразен, как мир в целом — это тоже подразумевается. Смысл этого гораздо более точный: между органами и функциями человеческого организма и различными частями Вселенной и их функциями, с другой, существует взаимно однозначное соответствие. Рукам соответствуют производящие силы природы, ногам — перемещающие, голове — основные законы природы и т.д. [15] . Всякая часть человека подобна одной из частей Мира, и тогда нормальное функционирование человеческого организма, здоровье, соответствует нормальному функционированию, здоровью, всей Вселенной, поскольку существует единый порядок, делающий и мир, и человека правильными и соответствующими друг другу. Здоровье же и есть явное выражение вселенского порядка.
Как и в восточных религиозных системах, в монотеистических традициях источником человеческих болезней объявляется нарушения в мировой гармонии, выраженные в неправильных, беспорядочных поступках человека, в грехе. В первых главах Ветхого Завета, в Книге Бытия, рассказывается известная всем история пребывании Адама, идеального Первого Человека, в Эдеме и изгнания его оттуда после грехопадения. Интересно, что в Эдеме Адам был совершенно здоров, но даже его первый, изменивший весь мир, не вызвал появления человеческих болезней. Известно, что после изгнания из Эдема и до Потопа люди не болели и жили очень долго, а наказание Всевышнего для женщины, рожать в муках, было на неопределенное время отложено, и женщины продолжали рожать без боли. И только после того, как грехи человечества превзошли некоторый, первое человеческое поколение было уничтожено Потопом, а следующее стало болеть. Это свидетельствует о существовании в мире определенного ресурса здоровья, такого, что даже нарушения гармонии и порядка, не сразу приводят к болезням, здоровое может оставаться здоровым достаточно долго даже при неблагоприятных условиях.
Таким образом, возникновение болезни осмысляется как переход через границы определенного ресурса, в данном случае — ресурса блага, а количество болезней в мире определяется суммарной мерой человеческого греха. Пока число грехов растет, будет расти и количество болезней, болезнь — это мера человеческой греховности. Но она же - и отражение ненормального функционирования Вселенной. И, напротив, неправильное развитие мира и его частей есть следствие человеческих болезней. Первый из этих тезисов почти очевиден, второй нуждается в пояснении.
В самом деле, общеизвестно, что природные и социальные катастрофы приводят к появлению новых болезней, возникновению эпидемий. Именно как результат экологических и техногенных катастроф описывается современной медициной ухудшение здоровья человечества в целом. Но верно и обратное: и болезни человека ведут к болезням мира, как социального, так и природного. И те же войны, катастрофы, катаклизмы могут считаться следствиями, а не причинами человеческих недугов. Именно болезни человека, в первую очередь, духовные, «портят» мир, приводят к социальным бедствиям. Современная наука только начинает осознавать существование подобной обратной связи, известной уже более трех тысячелетий.
При таком рассмотрении, здоровье или болезнь человека и мира - не только биологическое или социальное явления. Корни здоровья и болезни лежат в нематериальных мирах. Поэтому наряду с материальными феноменами на здоровье оказывают влияние и силы духовного мира, вернее — прежде всего они. А они вызываются к действию молитвами, осознанием греха, раскаянием, любовью к ближнему, добрыми поступками. И существует непосредственная, доступная всякому возможность управлять своим здоровьем: каждый может сделать это с помощью молитвы. Неслучайно, молитва на иврите называется «тфила», что означает «связь».
А рецепт выздоровления определяется самой сущностью болезни, которая вводится из этимологии этого слова. «Болезнь» («махала» на иврите) имеет общий корень с «холь» — «пустой», «бессмысленный», «суетный», «поношение». Болезнь вызывается суетой, духовной пустотой, дурными помыслами и грязными речами. Излечиться можно только устранением внутренней пустоты, исцеление — всегда восстановление духовной целостности. Этот смысл сохраняется и в русском языке. А слова «врач», «медицина» и «великолепие, прекрасное сияние» (символ духовного, Божественного) на иврите состоят из одних и тех же букв. По канонам теологической герменевтики это означает глубокую сущностную связь понятий: если врачу удается освободить духовное начало больного, то настает выздоровление, в противном случае — разрушение духа и плоти.
Помимо установления глубочайшей причинно-следственной связи между телесным и духовным здоровьем в монотеистических религиях даются многочисленные практические предписания и советы по поддержанию здоровья и запреты, нарушение которых ведет к его потере. Ветхий Завет включает и свод диетарных законов (кашрут), и законы, регламентирующие интимную близость, и закон, регламентирующий соотношение труда и отдыха (соблюдение субботы), и гигиенические законы, и многое другое. Это законы, а не правила, поэтому их исполнение является не желательным, а строго обязательным. И только совсем недавно результаты современных естественных наук позволили подтвердить значимость этих законов для человеческого здоровья. Заметим, что тщательная и неукоснительная забота о теле вовсе не противоречит постулату о важности духовного начала, благодаря утверждению незыблемой связи телесного и духовного.
Итак, здоровье человека и гармония Творения непосредственно связаны, и связь эта обратная. Телесные болезни являются проявлением духовного несовершенства и для своего излечения требуют воздействия не только на материальные, но и на духовные сущности, вовлеченные в Творение. Полностью здоровым может быть только высоко духовное, нравственное.
Становление христианства и ислама утвердило и смысл здоровья как единения человека с Богом. Основополагающий для христианства тезис о приоритете духовного над телесным в Средние Века приобрел особое значение. Человек - Божественное творение, в котором духовное начало преобладает (Ф. Аквинский [16] , А. Кентерберийский [17] , У. Оккам [18] , Т. Карфагенский). Именно такое представление привело к существенному для христианства пренебрежению ко всему плотскому. Поскольку именно тело является источником греха, то болезнь может рассматриваться как испытание, Божественное наказание, этап духовного становления [19] . И только в трудах Ф. Аквинского ослабляется представление о вторичности телесности: тело есть необходимое дополнение души, а не ее «оковы» [20] .
В отличие от христианства, гораздо большее телесному здоровью придается значение в исламе. Так, в ряде сур Корана описываются гигиенические процедуры и правила приема пищи. Может быть, именно поэтому в развитии представлений о телесном здоровье и болезни большую роль сыграли исламские мыслители, например, знаменитый персидский ученый и философ Ибн Сина (Авиценна), автор «Медицинской энциклопедии» и «Канона врачебной науки» [21] . Он особо подчеркивал роль в сохранении здоровья физических упражнений, даже дал их определение [22] , подчеркивал важность режима, закаливания, массажа, указывал на необходимость учитывать возраст.
Начиная с античности, здоровье было предметом осмысления не только религий и теологий, но и европейской философии. Именно в античной философии обнаруживается множество фундаментальных смыслов здоровья, позже поддерживаемых на протяжении тысячелетий и составивших основания различных парадигм здоровья. В античности понимание сущности здоровья и болезни всегда было связано с фундаментальными философскими представлениями о природе и сущности человека, а мерой всего объявлялся человек [23] . В греческой натурфилософии дух предполагался не отделимым от материи, а человек объявлялся частью Космоса. Здоровье осмыслялось как гармония с природой: поддерживать здоровье можно, только стремясь к порядку, к единению с Космосом.
Вместе с тем в античной философии формируются и рационалистические представления о здоровье. В поэмах философа и врача Эмпедокла «О природе» и «Очищения» содержатся его взгляды на устройство человека: в организме, как и всюду, наличествуют четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля [24] . Он считал, что овладеть медициной можно, лишь исследуя строение человеческого тела. Демокрит, поддерживая представления о здоровье как о мудрости, учил сограждан умеренности, считал, что необходимо отказываться «от всякого удовольствия, которое не полезно». Духовное здоровье, по его мнению, обеспечивает способность хорошо мыслить, верно судить о вещах. Это освобождает душу от бессмысленного страха смерти. Спокойное же, радостное состояние души несовместимо с пороками.
В греческой философии начинает формироваться и смысл здоровья как счастья, как экзистенции, постигаемой через болезнь. Идея Гераклита о внутренней разделенности вещей и процессов на противоположности и их взаимодействии привела к его же представлениям о здоровье как о чувственно постигаемом противоположении болезни, которые он сформулировал в своей книге «О болезнях» [25] . Широко известно его изречение: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Мы полагаем этот смысл близким к уже выделенному нами апофатическому смыслу здоровья как отсутствия болезни, но все же существенно отличающимся от него в оттенках постижения: здоровье, есть не просто отсутствие болезни, а радость бытия, постигаемая через ее отсутствие.
Этот же смысл обнаруживается и в представлениях Сократа [26] . Сократ стал первым в философии, кто сформулировал представление о том, что здоровье является необходимым условием полноты жизни, именно ему приписывается знаменитый афоризм: «Здоровье — это не все, но все без здоровья — ничто». Сократ стал и первым античным философом, полагавшим, что тело обременяет и загрязняет душу, а смерть - благодатное освобождение души от тела. Умосозерцание, размышление — это истинная деятельность души, и именно телесность не позволяет душе предаваться им постоянно [27] . Тело же препятствует душе созерцать само по себе бытие, оно является инородным для души, внешним по отношению к ней.
И у Платона можно найти несколько смыслов здоровья. Так, в «Тимее» он поддерживает представления о здоровье как о гармонии [28] : «Нельзя лечить часть без целого, тело без души», «Величайшая ошибка наших дней — это то, что врачи отделяют душу от тела», «Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове..., так же нельзя лечить тело, не леча душу, или лечить душу, не воздействуя на тело». Внутреннее строение человека согласованно, все его части соразмерны — и именно в этом принцип здорового функционирования. Подчеркивая необходимость гармонии для здоровья, Сократ в платоновском «Государстве» сравнивает беспорядочный образ жизни, приводящий к болезням, с песнопением во всех музыкальных ладах и во всех ритмах, с музыкальной «разнузданностью», с напрягающей слух дисгармонией. Чтобы быть здоровым недостаточно совершенствовать только тело или только душу, необходимо достичь их гармонии, согласие души и тела — это необходимое условие здорового существования. Утверждая это, Платон пишет в «Тимее»: «В вопросах здоровья и болезни, добродетели и порока, нет ничего важнее, нежели соразмерность или несоразмерность между душой и телом как таковыми. Но мы не задумываемся над этим и не понимаем, что когда могучая и во всех отношениях великая душа восседает как бы на колеснице слишком слабого и хилого тела, или когда равновесие нарушено в противоположную сторону, живое существо в целом не прекрасно, ибо ему не хватает соразмерности как раз в самом существенном; однако когда в нем есть эта соразмерность, оно являет собой для каждого, кто умеет видеть, самое прекрасное и отрадное из всех зрелищ». Душа удерживает тело, а тело — душу, препятствуя чрезмерности и сдерживая порывы, увлекающие их в хаос. Вселенная, это «единое живое существо», - пример для человека в поддержании здоровья. Как и во Вселенной, наилучшим образом устроенной Творцом, в человеческом естестве должны существовать «закон и порядок, заключающие в себе предел». Причины же болезни Платон делил на отдаленные и непосредственные. Первые возникают из-за нарушения гармонии между душой и телом, когда сильная душа обитает в хилом теле, и наоборот.
Большое значение придавал здоровью Аристотель, сын известнейшего врача Никомаха, ведущего, по преданию, род от Асклепия. По Аристотелю, душа и тело составляют единство, хотя тело и должно подчиняться душе. В его рассуждениях о здоровье важнейшим, на наш взгляд, является одно из утверждений его «Никомаховой этики», включающее и смысл здоровья как гармонии, и смысл здоровья как счастья, и смысл здоровья как мудрости: «Здоровье человека - счастье. Высшее счастье заключено в превосходной мудрости. Человеческое счастье раскрывается в благоразумии и добродетели. Наслаждение человека - в деятельности, а физическое состояние должно сочетаться с душевной активностью» [29] . Это единство смыслов, отражающее сложность и синтетичность здоровья, вообще характерно для античной философии. По Аристотелю, жизни необходимо движение, ничто так не разрушает, как длительное бездействие. Больной часто болеет по своей вине, благодаря невоздержанности и неповиновению врачам.
Особенно значимым для греческой философии является представление о здоровье как о разумном и осмысленном благе. По Аристотелю, разумная душа человека ведет его к здоровью или к болезни. Разум способствует умеренности, ограничениям в еде и интимной жизни, одобряет физические упражнения, умственные нагрузки, воздержание от алкоголя. А Эпикур даже сравнивает медицину с философией: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». Счастье, по Эпикуру, — это то, что вырастает из душевного и физического здоровья. А сетовать на недуг - признак слабодушия, физическое страдание побеждается ясностью и силой мысли. Смерти не следует бояться: когда мы существуем, смерти еще нет, когда смерть есть, нас нет [30] .
О здоровье, болезни и смерти много рассуждали греческие и римские стоики. Человеку пристало превозмогать любые страдания и болезни, в этом и заключается величие духа. В «Нравственных письмах к Луцилию» [31] . Сенека сравнивает здорового с мудрым: «Между достигшим мудрости и идущим к ней та же, повторяю, разница, что между здоровым и оправляющимся от долгой и тяжелей болезни, у которого нет еще здоровья, а есть облегчение недуга». Следуя принципу «Ничего сверх меры», Сенека считал многие болезни следствием чревоугодия: «Обилие блюд породило обилие болезней». Лучший путь к здоровью — воздержанность. Так же считал и Эпиктет: «По отношению к телесному не иди далее простого удовлетворения потребностей в еде и питье, одежде, кровле и прислуге. Но отбрось от себя все, что принадлежит роскоши и блеску» [32] .
Здоровое существование интерпретируется в стоицизме не только как поддержание постоянного равновесия души и тела, но и жизнь в согласии с природой, как подчинение единой космической целостности: «Живи сообразно с природой вещей». «Жизнь счастлива, если она согласуется со своей природой», — писал Сенека в трактате «О счастливой жизни» [33] . Эти представления разделяет и Марк Аврелий в своих «Размышлениях»: «Всегда следует помнить о том, какова природа Целого, какова моя природа, каково отношение второй и первой, и какой частью какого Целого она является, а также о том, что никто не может помешать всегда действовать и говорить согласно природе, часть которой ты составляешь» [34] . Позже, в римско-эллинистический период, когда высшим благом объявляется счастье и удовольствие во всех их проявлениях, начинает доминировать понимание здоровья как счастья и удовольствия существования. Мы полагаем, что представления о здоровье как о счастье, как об удовольствии и как о полноте бытия определяются в общий смысл «здоровье как полнота существования».
Болезнь же в античной философии всегда определяется как нарушение порядка (Гераклит, Пифагор, Теофраст, Аристотель, Гиппократ). Для Гераклита, [35] , например, Логос вездесущ, но люди иногда отступают от него, и именно это приводит к болезням: «Болезнь — это преобладание каждого из элементов… Но душа, соединяющая их в гармонию, — нечто божественное. Здоровье — первично, природа лучший врач» [36] .
Во всей античной культуре прослеживается смысл здоровья как красоты. Общеизвестно, что культ красивого тела вообще был свойственен античной культуре, что благодаря искусству и олимпийскому движению были сформированы античные эталоны мужской и женской красоты, существовал видимый культ красоты. Но в античной философии красота обозначается и гораздо более фундаментально, онтологически - как характеристика мира, как одно из его онтологических оснований, связанное с совершенством миропорядка, Космоса. Человек совершенен и красив именно как микрокосм. Вот почему категория «красота» в античности объединяется в смысловой ряд с гармонией, благом, умом, целесообразностью, а красота становится онтологической характеристикой. В представлениях Сократа, например, красота, как и здоровье, связана с разумом и является основанием мироздания, а у Платона и Аристотеля красивое есть олицетворение блага, гармонии и совершенства. Так, у Платона в диалогах «Филеб» и «Тимей» гармонией, соразмерностью, «согласием противоположностей», соразмерным соотношением душевного и телесного определяются не только здоровье, но и красота [37] . Здоровье и красота связаны через калокагатию - единство «благородного», «прекрасного», «мудрого» и «совершенного» в человеке Калокагатия — это соразмерность души, соразмерность тела и соразмерность их единства, «сфера, где сливаются и отождествляются стихии души и тела» [38] . При этом «возникает бытие, которое есть настолько же душа, насколько и тело. Душа, жизнь, знание, ум — все это стало здесь телом, стало видимым и осязаемым. И, наоборот, тело, вещество, материя, физические стихии — все это превратилось в жизнь, в дыхание, в смысл, в живой и вечно творящий ум, в мудрость. Единство и полное тождество, полная неразличимость и нераздельность души и тела, когда уже нет ни души, ни тела, а есть телесная видимая душа и душевно живущее тело, — вот что такое калокагатия у Платона» [39] . Калокагатия означает и особый уклад жизни, ее красивую и гармоничную организацию [40] . Красота и здоровье — это и есть части калокагатии, взаимодополняющие части соразмерности. Телесная красота выступает внешней стороной калокагатии, душевное здоровье — внутренней, а прекрасным внешне оказывается только то, что внутренне согласованно, упорядочено, совершенно. И, напротив, душевной красоте с необходимостью соответствует телесное здоровье как естественное выражение внутренней гармонии. Это соответствие прекрасного и здорового и есть сложная «человеческая симметрия».
Здоровое как целостное, совершенное, благое, разумное не может не быть красивым, и, наоборот, красивое всегда здорово. Позже, у Плотина, красота осмысляется не только как природная и здоровая гармония, но еще и как сущность, восходящая и возводящая к Божественному. И тогда красивое связывается со здоровым через благое, совершенное, целостное, разумное и близкое к Богу или стремящееся к Нему. А в христианстве утверждаются представления о духовной красоте как о духовном здоровье. Смысл «здоровье как красота» прослеживается на протяжении тысячелетий в самых разных философских концепциях и особое значение приобретает в современной повседневности.
В античности создаются и значимые представления о врачевании. Сначала как миф, как ритуал, как культ Асклепия, а затем — и как рациональное знание (Гиппократ), хотя и содержащее элементы мистического [41] . По Гипократу, здоровье — это «правильное смешение соков (или гуморов) человеческого организма», а болезнь — нарушение целостности («если бы человек был единое, он бы не болел» [42] ) или порядка. Болезни возникают из неупорядоченного соединения четырех основных первоэлементов, входящих в состав человеческого тела, здоровье же возможно лишь тогда, когда все первоэлементы «соблюдают соразмерность во взаимном смешении». Гиппократ поддерживал и смыслы здорового как благого и разумного: сформулировал знаменитые этические принципы врачевания и правила здорового образа жизни. Он же, используя опыт Спарты, ввел представления и об общественном здоровье, дал рекомендации по его достижению социумом. А Теофраст ввел классификацию болезней и патологий, в своем труде «Нравственные характеры» выявил связь нравственности и здоровья, безнравственности и патологий [43] .